Главная страница сайта » Советы психолога

Сетевичок

Советы психолога

Зачем родителям знать особенности детской психологии?

«Хотите вы иль не хотите,
Все дело, товарищи в том,
Что, прежде всего, вы родители,
А все остальное – потом».

В.В. Маяковский

В настоящее время знания психологии могут помочь человеку стать счастливее, научиться правильно общаться с людьми, а тем более с собственными детьми. Конечно, речь не идет о том, что каждый родитель должен заканчивать университет по специальности «детский психолог». Все, что нужно родителям, это владеть базовыми знаниями об особенностях детской психологии.

Для большинства родителей детская психология– это своеобразное тайное знание, которым обладают лишь избранные. Как правило, процесс воспитания идет скорее на интуитивном уровне. И часто весьма успешно. Но, согласитесь, куда лучше в этом вопросе основываться не на догадках и предположениях, а на понимании своего ребенка.

Понимание особенностей детской психологии – это не карта с точным маршрутом к теплым и доверительным отношениям с Ваши ребёнком. Это скорее компас, который укажет вам верное направление к своей цели и поможет не сбиться с пути.

Для чего это нужно? Чтобы установить здоровые взаимоотношения в семье, грамотно решать конфликты между родителями и детьми, помочь ребенку преодолеть трудности подросткового возраста, находить ответы на вопросы, которые ставят в тупик даже самых умных и мудрых родителей (как все мы про себя думаем).

Стиль общения с детьми, которого придерживаются родители и учителя, влияет на формирование личности ребёнка. Ведь успех во взрослой жизни зависит от умения правильно общаться.

Как научиться испытывать радость от общения со своими детьми в любом их возрасте? Если возник конфликт между взрослым и ребенком, виноват в нем, прежде всего, взрослый, даже если на лицо проступок сына или дочери.

Ведь это мы, взрослые, не смогли научить ребенка и, таким образом, ввергли его в ту или иную неприятность. Не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать. В наше время родителям стоит изучать основы психологии воспитания, ведь ребенок это личность, и знание особенностей детской психологии это залог успешного воспитания.

Сложные возрастные этапы учащихся

Возрастные кризы закономерны. Но протекать они могут по-разному — и остро, болезненно, и мягко, почти незаметно. И зависит это не только от физических и психических особенностей ребенка, но и в очень большой степени от условий, в которых он живет, от его воспитания. Можно почти гарантировать, что ребенок спокойно пройдет через все возрастные кризы, если самим родителям никогда не изменяют выдержка и терпение, а в семье царит доброжелательная, спокойная атмосфера.

Период перехода с дошкольного возраста (3-7 лет) к младшему школьному возрасту (7-11 лет). Это период социальной адаптации, когда ребенок отождествляет себя с другими, сравнивает себя с ними и поэтому болезненно переносит критику. Если родители сильно подавляют ребенка и не уделяют внимания его играм, особенно в возрасте 6-7 лет, это способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувства вины. Если при поступлении в школу и в первом классе он сталкивается с бестактным, чрезмерно властным (гиперопека), или равнодушным (формирующим комплекс «Золушки») отношением учителей и сверстников, у него начинает формироваться комплекс неполноценности, отчаяние, неверие в свои силы, робость, зависимость, слабоволие, потеря интереса к учебе. Либо, наоборот, ребенок с сильным характером начинает бунтовать, убегать из дому, делать все наперекор, стремится реализовать недозволенное. Этот протест — разновидность психологической защиты. Если при этом родители начинают его еще и ругать за это, такой комплекс может закрепиться на всю жизнь.

Период перехода с младшего школьного возраста (7-11 лет) к среднему школьному возрасту (11-15 лет), когда детство сменяется отрочеством. Это период индивидуализации, растождествления себя с другими, формирования интереса к самореализации, к развитию своих способностей. На этом этапе важно воспитать чувство долга, мотивирующее ребенка к учебе и наряду с этим умело поддерживать у него интерес к учебе. Иначе у него может пропасть интерес и способности к дальнейшей актуализации своей личности. Неровное отношение родителей или педагогов, необоснованные наказания или высмеивания с их стороны с последующими искуплениями вины, невротизирует личность ребенка, делает его капризным, агрессивным, манипулятивным. Безнадзорность также вредит ребенку и часто приводит его в плохие компании. Нужно уметь придерживаться «золотой середины». Если ребенок становится «кумиром» семьи (другая разновидность гиперопеки), когда ребенком постоянно восхищаются и выполняют все его прихоти, это может сформировать завышенную самооценку, привести к истероидной (демонстративной) акцентуации характера, нарушить процессы адаптации и социализации и привести ко многим проблемам в отношениях с людьми в будущем. другая крайность, когда ребенком тяготятся, также приводит его к неврозам и озлобленности. Жестокое воспитание приводит к формированию садистских наклонностей, либо к лицемерию и угодничеству. Прививание ребенку повышенной моральной ответственности перед семьей (для оправдания надежд честолюбивых родителей) подавляет ребенка и приводит к формированию у него неврозов, навязчивых страхов, тревожности,  проблем во взаимоотношениях с окружающими.

Период перехода со среднего школьного возраста (11-15 лет) к старшему школьному возрасту — кризис полового созревания (15-17 лет), когда отрочество (подростковый период) сменяется эпохой юности. На этом этапе всплывают все педагогические ошибки предшествующих периодов развития и воспитания ребенка. Это период самооценки и актуализации способностей. Если до этого момента у подростка сформировалась инициатива, самостоятельность, ответственность, доверие к миру, уверенность в своей полноценности и значимости, он находит себя, реализует свои способности и добивается их положительной оценки.

Если нет — подросток не осознает своих целей и желаний, у него происходит регрессия к инфантильным детским иждивенческим реакциям. Наряду с этим возрастает непонятная ему тревожность, опустошенность, чувство одиночества, растерянности, желания и в то же время неумения что-либо изменить. Появляется застенчивость, проблемы в общении, чувство ущербности вызывает враждебность к окружающим, агрессию. Идентифицируя (сравнивая) себя с другими, он оценивает и формирует себя. Если родители и педагоги не обращали внимание на такие детские реакции как: немотивированный отказ от чего-либо, внезапная оппозиция, непомерное подражание какому-то кумиру, гиперкомпенсация своих недостатков (чрезмерное занятие спортом в ущерб интеллектуальному развитию, изнурительные диеты и т.д.), реакции эмансипации (бунта), стремление к излишнему группированию со сверстниками (по интересам), хобби с болезненной зацикленностью, странности в поведении (включая такие симптомы как болтливость, резонерство, позерство или агрессивность, нелюдимость и т.д.), гиперсексуальность, это приводит к патологическому развитию личности со всеми печальными последствиями в будущем.

Период перехода со старшего школьного возраста (15-17 лет) к периоду взросления или поздней юности (17-25 лет). В этот период закрепляется самооценка, уверенность, либо неуверенность в себе. Формируется умение общаться и добиваться поставленных целей. Человек уже не боится обезличивания, он сознает свою индивидуальность, независимо от самооценки и оценки окружающих. Появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности  другими людьми. Если на предшествующих этапах развития были допущены ошибки, человек замыкается в себе, не умеет правильно общаться и решать свои проблемы. У него может сформироваться комплекс мизантропа, неудачника и т.п.

И в заключении хотелось бы сказать: «Любой ребёнок достоин того, чтобы получить полноценное развитие, при котором бы произошло самораскрытие его уникальных способностей».

 Будущее Вашего ребёнка в Ваших руках…

В зависимости от возраста ребенка, его поведения и особенностей характера родители могут применять разнообразные методы воспитания. Выбор применяемых родителями методов во многом зависит от того, какими методами воспитывали самих родителей

Немаловажную роль при выборе методов воспитания имеет стиль родительского поведения, который может быть авторитарным, попустительским и демократичным.

Методы воспитания не только позволяют сформировать полноценную гармоничную, зрелую личность, иногда они становятся причинами возникновения многих психологических комплексов.

Основные методы воспитания

Метод беседы или убеждения. Данный метод можно применять в воспитании детей разного возраста и с любым характером. В процессе беседы родитель объясняет и аргументирует то, как надо себя вести в той или иной ситуации, выясняет мотивы поведения малыша. Тон речи родителя при разговоре должен быть спокойным, уверенным твердым. Даже годовалые малыши, которые не могут ответить, внимательно слушают родителя, реагируя на интонацию.

Метод положительного подкрепления. Подкрепление — это определенные действия родителей, следующие за его действием или поступком. Подкрепление может быть негативным или позитивным (положительным). К отрицательному подкреплению мы относим строгие замечания, наказание, к положительному — похвалу, благодарность, положительное действие со стороны родителя (дать конфету, включить мультики, дать новую игрушку).

Метод положительного подкрепления заключается в выражении ребенку позитивных эмоций, вызванных его поступком. Если малыш сделал что-то нужное и хорошее, его всегда надо похвалить, выразить свою признательность, это может быть улыбка, поцелуй, объятия, приятные слова «Ты умница, молодец, правильно делаешь» или другое действие, которые вызывает у малыша приятные ощущения и положительные эмоции.

Метод отрицательного подкрепления основан на выражении ребенку негативного отношения к его действиям. Это может быть укор («Ты сделал очень плохо, ты расстроил этим родителей»), замечание («Это плохой поступок, хорошие дети так не делают»), наказание.

Наказание может быть разным. Одним из видов эффективного наказания является тайм-аут, когда малыша оставляют в одиночестве на некоторое время, запрещая что-либо делать и не общаясь с ним. В семьях, где широко применяется наказание тайм-аут, как правило, есть специально отведенное место, где малыша оставляют на некоторое время, это может быть стул, скамеечка, угол, попадая в это место, ребенок понимает, что он сделал плохой поступок и наказан за это.

Наказанием также может быть штраф. За плохой поступок можно забирать одну из игрушек малыша, можно запретить просмотр мультиков или фильмов, сократить время игр. Не надо в качестве штрафа использовать действия, которые ребенок должен выполнять с удовольствием. Например, заставлять его читать или писать, убирать комнату, мыть посуду. Это приведет к тому, что ребенок будет воспринимать эти действия, как крайне неприятные и будет избегать выполнения этих процессов. Штрафом может быть лишение сладкого или других вкусностей (но не еды).

Метод «1-2-3». Эффективный метод воспитания в тех ситуация, когда надо немедленно прекратить плохое поведение ребенка. Заключается метод в том, что родитель делает замечание ребенку по поводу его поведения и начинает считать до трех, если по окончанию счета ребенок не прекращает плохо себя вести, следует наказание. Применяется метод с детьми старше двух лет. Считая до трех, и делая промежутки между цифрами по несколько секунд (4-6 сек.), родитель дает ребенку шанс одуматься, изменить свое поведение и выйти из ситуации без наказания.

Если малыш не реагирует на замечания взрослого и продолжает хулиганить после счета «3», надо привести в исполнение наказание.

Применяя это метод, родителям надо сохранять спокойствие и не терять уверенности в себе, счет должен быть четким, голос уверенным, если ребёнок поймёт, что родитель «на взводе», то может продолжать свои действия, в надежде, что ему удастся добиться своего.

Многие родители в процессе воспитания применяют метод физического воздействия (шлепки, подзатыльники, битье). Однозначного ответа на счет эффективности данного метода воспитания до сих пор не найдено. Не секрет, что еще недавно, битье применяли не только для наказания детей, но и взрослых. Сегодня психологи отмечают метод физического наказания как самый неэффективный и травматичный для подрастающей личности. Если вы сторонник применения физического воздействия на ребенка, то постарайтесь применять этот метод только в самых крайних неординарных случаях. В первую очередь надо наладить с ребенком психологический контакт, и пытаться воздействовать на него гуманными способами.

Золотые правила воспитания для родителей

  • Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
  • Принимайте ребенка таким, какой он есть, — со всеми достоинствами и недостатками.
  • Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
  • Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
  • Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
  • Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
  • Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
  • Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
  • Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
  • Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.

Что читать, чтобы «читать ребенка, словно книгу»?

Методическая литература по воспитанию детей и детской психологии для родителей

  1. Л.С. Выготский — автор научной монографии «Вопросы детской психологии», которая, тем не менее, читается легко, благодаря литературному таланту автора. Книга рассматривает возрастной период от рождения до семи лет, все кризисы, которым ребенок подвержен и то, как взрослым реагировать на них, адаптироваться под взрослеющего ребенка, и помогать ему развиваться дальше.
  2. Ю.Б. Гиппенрейтер поделилась своими наработками и знаниями детской психологии в книге «Общаться с ребенком. Как?» Как понимать ребенка, его нужды и потребности? Как узнавать, что именно кроется за тем или иным поведением? Автор исходит из мнения, что нужно не только просветить родителей, но и научить действовать в разных ситуациях общения с детьми, находить выход из конфликтов. Поэтому предлагает ряд практических упражнений.
  3. Продолжение предыдущей книги — «Общаться с ребенком. Так?». Жизненные примеры писателей, психологов, педагогов, читателей первой книги сочетаются с педагогической теорией. Вся книга о том, как через общение с ребенком узнавать и понимать его, какие способы воспитания выбирать, как действовать по-другому. Ответы на родительские вопросы предполагают расширение рамок мышления, обогащение родительского опыта.
  4. О.В. Хухлаева, известный психолог, в книге «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии» рассматривает, как открыть, развить в ребенке лучшие качества, и какие трудности подстерегают взрослых на этом пути.
  5. В. Леви — «Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок». Доктор медицины и психологии затрагивает все актуальные проблемы в общении родителей с ребенком, особенно – непохожим на других. Как общаться, внушать и влиять, и в результате вырасти, но вместе с ребенком?
  6. Э. Ле Шан, американский педагог, написала книгу «Когда ваш ребенок сводит вас с ума». Автор анализирует все преграды в общении родителей с ребенком – от младенчества до юности. На конкретных примерах описывает возникающие чувства родителей – вы без труда найдете и свои, «сводящие с ума» моменты. В книге анализируется влияние разных родительских шагов на психику и развитие детей, и, тем самым, предлагается выбор линий поведения. С помощью книги можно легко установить причины детского поведения и понять, на чем основаны рекомендации.
  7. Степанов С.С. — «Азбука детской психологии». Все черты детского характера, отклонения, страхи и капризы, которые вызывают тревогу родителей, собраны в данной книге. Какова их природа, и как с ними поступать, рассказывается просто и доступно.
  8. М.В. Осорина — «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». Большинство родителей не помнят себя в детстве, а поэтому не могут видеть окружающий мир так же, как их дети. Эта увлекательная книга поможет вернуть утраченный взгляд на мир, а также научит признавать ребенка как личность, признавать его самостоятельный опыт.
  9. Елена Николаева — «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи». Детская ложь – некий феномен в развитии детской психики, причем довольно естественный. От того, как родители преодолеют его, зависит, будет ли ложь закрепляться как черта характера, и будут ли отношения в семье доверительными и сплоченными. В книге – как работать с этим феноменом правильно.
  10. Популярная психология для родителей (под редакцией А.А. Бодалева) написана коллективом крупных специалистов, но при этом популярно изложена. Помогает родителям понять и своих детей и самих себя. Ведь зная свои сильные стороны, родителям будет легче развивать достоинства ребенка и, наоборот, зная о своих личностных проблемах, предупреждать их появление в детях.
  11. Януш Корчак – удивительный человек! Так понимать и любить детей, как он, могут только единицы. Главная идея его книги «Как любить ребенка» слушать голос своего сердца. Книга была написана в середине ХХ века, но до сих пор не утратила своей актуальности. Автор приводит много примеров, иногда очень противоречивых, которые заставляют задуматься и лучше понять своего ребенка.
  12. Адель Фабер, Элейн Мазлиш. «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили». Эта книга — разумное, понятное, хорошо и с юмором написанное руководство о том, как правильно общаться с детьми (от дошкольников до подростков). Многие сравнивают ее с трудами Юлии Гиппенрейтер, разница в том, что первая – написана русским автором, вторая – американскими.

Детская агрессивность её причины и последствия.

 Агрессия-это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существование людей в обществе.

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя отмечают, что агрессивных детей становится все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, взрослые просто не знают, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, — это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Агрессивные дети — это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводит к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых открытую неприязнь и неприятие в целом.

Американский психолог М. Алворд (1998) выделяет ряд характерологических особенностей агрессивных  детей, которые обозначают внутренние противоречия, проблемные зоны и внутренние конфликты таких детей. Выделение характерологических особенностей весьма важно, так как именно эти особенности агрессивных детей являются предметом коррекционной работы.

Характерологические особенности агрессивных детей :

  • Воспринимают большой круг ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним.
  • Сверхчувствительны к негативному отношению к себе.
  • Заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих.
  • Не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение.
  • Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении.
  • В случае намеренной агрессии (нападение, порча имущества и т.п.) отсутствует чувство вины, либо вина проявлена очень слабо.
  • Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки.
  • Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию.
  • В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.
  • Слабо развит контроль над своими эмоциями.
  • Слабо осознают свои эмоции, кроме гнева.
  • Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
  • Имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная  память, неустойчивое запоминание.
  • Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
  • Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы.

Исследования психологов показывают, что дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.

Первый — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный — и мне все можно») во время игр. Известно, что дети, регулярно посещавшие детский сад, оцениваются как более агрессивные по сравнению с детьми, которые посещали детский сад нерегулярно либо вовсе в него не ходили.

В-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов ТV способствуют появлению агрессивности.

Взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять его, дает агрессивному ребенку бесценный опыт (возможно, первый в его жизни), что взрослые бывают разные, а мир не только плох, что может положительно сказаться на базовом доверии ребенка к людям и миру в целом.

Психологи выделяют принципы, на которых строится взаимодействие взрослого с ребенком в ходе совместной работы:

  • уважительное отношение к личности ребенка;
  • положительное внимание к внутреннему миру ребенка;
  • безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
  • сотрудничество с ребенком — оказание конструктивной помощи в отреагировании  проблемных ситуаций и наработки навыков саморегуляции и контроля.

Рекомендации родителям агрессивного ребенка.

1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно

  • слушайте своего ребенка — «активное слушание»;
  • проводите вместе с ним как можно больше времени.

Установите семейные традиции, совместные дела: игры (подвижные, настольные, компьютерные); совместное чтение интересных книг, походы в кино, театр, музеи, совестные прогулки; совместные покупки, совместные развлечения и отдых; совместное приготовление пищи; делитесь с ребенком своим опытом: рассказывайте ему о своем детстве, о трудностях, радостях, ошибках и переживаниях;»если в семье несколько детей, постарайтесь уделять свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности, а не только всем вместе одновременно

2. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны:

  • сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить;
  • примите теплую ванну, душ; выпейте чаю;
  • послушайте любимую музыку;
  • просто расслабьтесь, лежа на диване;
  • используйте глубокое дыхание, выдыхайте свой гнев в виде облачка.

3. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса, раздражены:

  • скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10;
  • не прикасайтесь к ребенку;
  • лучше уйдите в другую комнату;
  • отложите совместные дела с ребенком (если это возможно);
  • в эти моменты избегайте резких движений, двигайтесь намеренно медленнее;
  • дышите глубже и медленнее, намеренно сбавьте громкость и тон голоса, не хлопайте дверью.

4. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии. Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях, используя «Я-сообщение» вместо того, чтобы срывать свое недовольство на детях:

  •  «Извини, я очень устала на работе. У меня не все ладится. Был очень трудный день.Сейчас я попью чаю, немного отдохну, а потом мы с тобой поговорим»;
  •  «Я очень расстроена, у меня ужасное настроение. Я хочу побыть одна. Пожалуйста, поиграй в соседней комнате»;
  •  «Извини, я сейчас очень раздражена. Ты абсолютно ни причем и ни в чем не виноват.Сейчас я приведу себя в порядок и приду к тебе».

5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности (ситуации), которые могут вызвать ваш гнев и эмоциональный срыв:

  • если ребенок маленький, то не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите или которые могут быть опасны для него. Уберите их подальше или спрячьте так, чтобы ребенок не смог с ними действовать (например: бьющиеся предметы, ножи, ножницы, вилки, книги);
  •  если вам предстоит сделать визит (к врачу, в детский сад и т.п.) или предстоит длительная поездка, продумайте и отрепетируйте заранее возможные трудности; подумайте, как накормить и напоить ребенка, какие игрушки вы возьмете с собой в поездку;
  •  не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать собственный эмоциональный срыв и не допускайте этого — управляйте собой:
  • скажите себе «СТОП» и посчитайте до 10;
  • напрягайте и расслабляйте кисти рук.

Желаю вам успехов в воспитании вашего ребенка!

Пушкинская карта

Всероссийский детский центр Океан

Телефон доверия

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ для детей, подростков и их родителей

Я доверяю 8 - 800 - 2000 - 122

ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ к ГИА

+7(495)104-68-38

Уполномоченный Сахалинской области по правам ребенка

Устиновская Любовь Юльевна

Телефон: 8 (4242) 469-528,

8 (4242) 469-529

Факс: 8 (4242) 469-478

Email: l.ustinovskaya@sakhalin.gov.ru

Финансовая грамотность

Ресурс предназначен для повышения финансовой культуры граждан. Читать далее...

Роскомнадзор методические материалы по безопасности в сети Интернет

Проект "Школа - социальный магнит"

Персонифицированное дополнительное образование Сахалинской области

Конкурс

Конкурс "Большая перемена"

Забудь про стандарты — покажи за что тебя стоит ценить.
Читать далее ...

http://school9-kholmsk.ru/2021/04/19/%d0%b2%d1%82%d0%be%d1%80%d0%be%d0%b9-%d1%81%d0%b5%d0%b7%d0%be%d0%bd-%d0%b2%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b9%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b3%d0%be-%d0%ba%d0%be%d0%bd%d0%ba%d1%83%d1%80%d1%81/

Открытые видеоуроки о профессиях

Моя законодательная инициатива

Перепись населения 2020

Горячая линия по вопросам ГИА

МАОУ СОШ № 9 г. Холмска:

8(42433) 7-10-14; 7-23-86

8(924)286-99-53

Управление образования администрации МО "ХГО":

8(42433) 2-00-86; 2-01-36

Министерство образования Сахалинской области:

8(4242)46-59-60;46-59-93;46-59-80

Портал для ответственных мам и пап

Программа целевого обучения многодетных родителей

Полезные ссылки

Уважаемый посетитель.

С 1 Июля 2017 года вступают изменения в закон 152-ФЗ
«О персональных данных»

Нажимая на кнопку продолжить вы соглашаетесь с правилами обработки данных на данном сайте. Со всеми правилами вы можете ознакомится по ссылке.